В середине 2014 года правительство приняло Закон №171 «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», вступивший в силу в середине марта 2015 года. Закон отвечает за определение точного и ясного порядка образования земельных участков, находящихся в собственности у государства или муниципалитета.
Исключительная важность закона обусловлена тем, что земля – это фундамент любого предприятия, а большая часть земли России принадлежит непосредственно государству. А чтобы пользоваться этой землей – её у государства нужно получить.
Важные моменты в законе
Для физических и юридических лиц особенно интересными будут положения, которые были предельно уточнены.
Земельный участок – уточнение понятия
До этой поправки понятие земельного участка не было точным. Закон внес ясность в земельные отношения, внедрив определение земельного участка как недвижимой вещи, части земной поверхности с характеристиками для определения в качестве индивидуально определенной вещи.
Утвержденный пошаговый порядок формирования, понятный и безоговорочный.
В федеральном законе четко обозначен список документов, с помощью которых можно оформить участок земли. На основе проекта межевания рассмотрен ряд случаев, когда остальные документы не требуются:
- участок формируется в случае предоставления под комплексную застройку;
- участок формируется из земли, предназначенной для некоммерческой организации с целью создания дачных и садоводческих хозяйств;
- участок может быть сформирован на развивающейся территории (жилые дома, в пределах квартала);
- участок формируется для размещения линейных объектов (трубопроводы, линии электропередач и другое).
Основная задача, на которую опирается весь закон, — грамотное планирование использования территории, и только затем – распределение земли в соответствии с функцией, ей отведенной. Раньше земли раздавали и только потом планировали их застройку.
Но остающиеся противоречия в других нормативных актах требуют от лица, получающего землю, наличие проекта межевания или схему расположения участка, которые лицо должно подготовить само. То есть, все расходы и временные затраты на подготовку документов государство перекладывает на гражданина, полностью «умывая руки». За исключением Москвы и Санкт-Петербурга, здесь государство должно принимать участие в расходах на документы.
Основная цель законопроекта состояла в упрощении и облегчении оформления земельных участков физическими лицами, а также некоммерческими организациями, но попытка перенять традиции Запада в российских реалиях снова вышла неаккуратной и противоречивой. Там это выглядит следующим образом:
- Лицо, нуждающееся в участке, выбирает доступное место и размер территории.
- В органы власти подается заявление на этот участок.
- В течение четко установленного срока государство формирует участок и ставит его на учет, сопровождая процесс подготовкой всех необходимых документов.
- Спустя срок, гражданин получает землю по ранее определенной стоимости.
В России картина получилась совершенно противоположной.
Процесс предоставления земельного участка и случаи, когда это возможно.
Новая поправка точно обозначила документы, обозначающие права для получения участка земли. Здесь же отмечены способы перехода этих прав и подробный процесс предоставления земли. Введена система сервитутов и возможность пользования землей без передачи прав (например, под линейную застройку).
Выводы
Из плюсов проекта в сфере земельных отношений можно выделить следующее:
- Закон обрел прозрачность и четкость формулировок. Все действия и требования строго определены, последовательность и схема формирования и получения земли ясна.
- Упор сделан на планирование земли перед передачей во владение. Это решает проблему точечной, необеспеченной и неравномерной застройки. Сначала определение функций – затем застройка.
- Комплексное развитие земельных территорий – в приоритете. Для комплексной застройки правила игры облегчились.
- Линейные сооружения теперь легче строить. Права на землю не нужны, достаточно сервитута, а в некоторых случаях простого разрешения от органов власти (ремонт, например).
- Оформление для дачников стало легче (но не покупка).
- Бесплатное предоставление земли многодетным и некоторым категориям специалистов стало обязательным во всех регионах.
- Требования для приобретения земельных участков ужесточились. Спорный аргумент, для некоторых может стать минусом, так как государство получило больше прав и случаев для отказа в приобретении земли.
Из очевидных минусов же остался недоработанный аспект оформления документов. Без помощи государства перед заинтересованными гражданами встают препятствия в виде множества аспектов, разобраться в которых без помощи опытного юриста, а то и целой команды, практически невозможно. Вывод: потребуется очень много времени, денег и сил.
Еще один минус – не решена проблема производства, лежащего в основе земельных отношений. Здесь господствует бизнес, цель которого – личное обогащение. А для нормального развития государства личная выгода никогда не приносила ничего хорошего.